Придворные ювелиры. Братья Грачевы

Папка

Крупной фирмой по производству золотых, серебряных и гальванических изделий была фабрика братьев Грачевых, основанная в 1866 году, с 1902 года имевшая звание придворных поставщиков. На всемирных выставках в Париже 1889 и 1900 годов фирма заслужила золотые медали, в 1893 году бронзовую медаль за эмалевые и филигранные изделия. Братья Грачевы продавали свои изделия не только в России, но и за рубежом.

Фирма занималась производством предметов культа, быта, туалета, скульптуры, столовых и чайных сервизов, посуды. Для посуды были характерны украшения в стиле историзма. Фабрика братьев Грачевых была самой известной в Петербурге в изготовлении предметов в русском стиле.

Папка

К этому направлению можно отнести вазу со скульптурной фигуркой крестьянки и потир (см. иллюстрацию). Братья Грачевы работали с эмалью в разных техниках, в том числе с оконной, или витражной, и по гильошировке. Большое место занимала скульптура, которая часто становилась частью разных предметов - ваз, часов, письменных приборов и т.д.

Если в XVIII- начале XIX века Петербург был единственным центром и школой в России, то положение меняется во второй половине XIX века, когда в Москве стала зарождаться самостоятельная художественная культура, основанная на своих древних традициях, насчитывающих около тысячелетия. И несмотря на общую направленность искусства этого периода, различие школ заметно и в золотом и серебряном деле. Московская школа складывалась в русле национальной концепции

Вторая половина XIX - начало XX века в истории московской жизни одна из ярких страниц - это время экономического и культурного подъема, когда создавались городские музеи, учебные заведения, красивый облик города, стала насыщенной художественная жизнь. Во всех отраслях искусства начались поиски самобытных национальных форм.Мастера-ювелиры с середины XIX века откликнулись на потребность общества в национальных формах, начиная с этнографического воспроизведения отдельных предметов, копирования орнаментов, использования народных мотивов для создания оригинальных произведений, включения гравюр с видами городов и исторических памятников, сюжетов из русской истории, народных картинок в украшении серебряных изделий.

Появились многочисленные солонки, повторяющие формы деревянных крестьянских солониц, ковшики, ковши, братины, чарки с орнаментами и формами XVI -XVII веков или надписями с пословицами и поговорками. Получили распространение серебряные изделия, блестяще имитирующие берестяное лукошко, поверхность дерева, холщовый мешочек и т.д. Впервые в истории русского ювелирного искусства темой украшения становится искусство и быт народа.