Придворные ювелиры. И.Хлебников

Папка

В утверждении и развитии национального направления в золотом и серебряном деле много сделала фирма и. Хлебникова, которая выпускала изделия во всех основных стилях второй половины XIX-начала ХХ века руccкoм историческом, новорусском, модерн.

Фабрика бриллиантовых, золотых и серебряных изделий Ивана Петровича Хлебникова, прекрасно оснащенная новейшей техникой для всех видов работ, была основана в Москве в 1870-1871 годах. Помимо самой фабрики с «рисовальней и скульптурной», где было занято около ЗОО рабочих, существовали специальные мастерские.

Впервые имя придворного поставщика И. Хлебникова прозвучало на Всемирной выставке в Вене в 1873 году, где витрина его произведений обратила на себя «серьезное внимание» экспертов и заслужила две медали. И. Хлебников демонстрировал удачно подобранную и разнообразную коллекцию изделий в русском стиле. Особо отмечали створы складня, украшенные эмалью, от которых «так и веяло стариной», и за «разработку стиля родной старины».

Удивил всех необычностью форм самовар и чайный сервиз. Самовар был на петушиных лапах, а ручки в виде петушиных голов. Среди других работ выделяли массивную братину с шестью чарками с эмалью и драгоценными камнями, сделанные в подражание братины царя Алексея Михайловича, кружку с рельефными изображениями Дмитрия Донского. Как и все крупнейшие фирмы этого времени, И. Хлебников славился своими чеканными работами, камерной серебряной скульптурой на народные темы. Замечательно по своей поэтичности, близости к венециановскому женскому образу изображение хоровода крестьянских девушек на кружке 1873 года из собрания Государственного Исторического музея.

Темами его сюжетов стала не только русская история, но и литературные произведения. На выставке в Париже в 1878 году фирма представила барельефные картинки и среди них - накладную пластину на альбом со сценой из жизни Ивана Грозного, блюдо с зимним сельским пейзажем; в 1882 году - пластины с изображением Сергия Радонежского, пира из поэмы М. Лермонтова «Песнь о купце Калашникове». В 1882 году была отмечена работа чеканщика фирмы Пучкова, который мог в серебре выразить «характер каждой ткани, мягкость тела».

Большую известность И. Хлебникову принесло его эмалевое искусство. В собрании Государственного Исторического музея хранится прибор для вина 1870-х годов, сделанный в виде графина-петуха и чарок-цыплят, украшенный выемчатой эмалью. Оригинальность замысла, любимый фольклорный мотив, а также близкие к народному искусству орнаментальные формы, красочность палитры при совершенной технике исполнения делают его уникальным памятником русского стиля.

Фирма Хлебникова работала во всех видах эмали, и пресса всегда отмечала богатство и своеобразие его работ. На выставке 1882 года по числу и разнообразию работ только И. Хлебников мог соперничать с П. Овчинниковым. Новостью для выставки был альбом в серебряной оправе с живописной эмалевой картиной «Соколиная охота» и Евангелие в русско-византийском стиле, украшенное перегородчатой эмалью по рисунку Балашова и, как писали современники, «замечательное по монтировке и сочетанию цветов».

Папка

Особого внимания в золотом и серебряном деле заслуживают декоративные блюда, альбомы, бювары, которые, как правило, связаны с определенными историческими событиями и лицами. Индивидуальность декоративного решения показывает изумительное богатство ювелирного искусства, его большие возможности. Разнообразию мотивов исторических, жанровых, взятых с рукописных заставок, пейзажных соответствовало техническое мастерство контрасты фактур, блестящих или матовых, с тончайшей чеканкой или резьбой, широко использовалась эмаль, тонировка цветной позолотой. Большое место в их украшении занимали сюжеты отечественной истории и искусства. Фирма Хлебникова создала прекрасные образцы подобных произведений. Крупной фирмой, известной с 1826 года как мастерская по производству серебряных изделий, а с 1866 года фабрика золотых, серебряных и бронзовых изделий, была фирма А. Постникова, с 1877 года имевшего звание придворного поставщика. При фабрике были следующие мастерские: отливная, кузнечная, особенная лаборатория, столярная, школа на 47 учеников и отделение поддельных камней. Среди изделий большое место занимали предметы культа, а также быта, посуда, украшенные эмалью, сканью, гравировкой, чеканкой.