Антиквариат. Постсоветский рынок

Папка

В постсоветский период антикварный рынок получает возможность легализации. С 1992 г. начинается процесс приватизации государственной собственности. В том же году при Министерстве культуры образован специальный Комитет по сохранению культурных ценностей. Антикварные торговцы и коллекционеры могут теперь открывать собственные магазины, получив предварительно в территориальном комитете лицензию. Так антикварная торговля внутри страны передается в сферу частного предпринимательства; при этом государство оставляет за собой некоторые монопольные позиции. Начиная с 90-х годов, появляются первые институциональные образования ранее почти полностью нелегального рынка.

Магазины.

Магазины. Первые частные магазины не имели определенной специализации, они скорее напоминали лавки старьевщика, в которых можно было найти как ценные, дорогие, в хорошем состоянии предметы, так и простые, малоценные предметы быта. Постепенно появляется дифференциация. Возникают салоны-магазины, рассчитанные на состоятельных покупателей, где предлагаются вещи отреставрированные, подобранные в коллекции (например, целый мебельный гарнитур или сервиз). Эти товары часто имеют сертификаты, выдаваемые музейной экспертизой. Другой тип магазинов – "хламники". Хламники не имеют специализации, они не ориентированы на работу с определенной категорией клиентов или продажу вещей одного класса. Предметы в них продаются обычно в том виде, в каком их сдают на комиссию владельцы. Однако встретить там за бесценок дорогую вещь практически невозможно. Ценные предметы не выставляются на прилавок, их может приобрести только тот, кто имеет личное знакомство с организаторами магазина, постоянные клиенты, те, кто включен в сеть знакомств антикваров. Именно "под клиента" магазин часто берет какую-либо вещь.

Аукционы.

Значимым агентом на антикварном рынке являлись аукционы. Их проводили некоторые крупные магазины и аукционные дома. Продажа вещи с аукциона и включение ее каталог имеют большое значение для придания вещи "статуса", подтверждения ее подлинности, создания известности; чем престижней и известней аукцион, тем большую значимость приобретает предмет, с него проданный. Аукционные торги влияют на моды на антикварном рынке. Появилась не только дифференциация магазинов, но и своего рода специализация регионов. Центром антикварных покупок становится Москва. Петербург превращается скорее в ресурс или источник антикварных вещей. Торговля переориентируется на новых состоятельных клиентов.

Новые покупатели антиквариата.

В начале 90-х годов начался бум антикварной торговли. Появился новый слой состоятельных людей внутри страны, ориентированный на крупные и дорогие покупки. Источниками его доходов стали, главным образом, новые для России формы экономической деятельности. Антикварные вещи оказались подходящим товаром для этой категории покупателей. Благодаря тому, что их стоимость не уменьшается с течением времени, они рассматриваются как способ вложения денег. К тому же покупка ценных антикварных вещей является престижным демонстративным актом. Всех "новых покупателей" можно разбить на частных и корпоративных.

Корпоративные покупатели.

К таковым можно отнести коммерческие банки и крупные коммерческие организации. В начале 90-х годов банки составляли коллекции антикварных вещей и произведений современного искусства. Будучи новыми финансовыми институтами, они не имели устоявшихся образцов взаимодействия с общественностью и старались перенять западные традиции. Одной из таких традиций было составление художественных коллекций. Однако для банков России такой опыт оказался неудачным, во многом потому, что их коллекции часто представляли незначительную художественную ценность или содержали подделки. Поэтому ожидания банков о выгодном вложении денег и рекламе не оправдались – "коллекции не удалось продать даже за ту сумму, которая была в них вложена".

А почему банковские коллекции были плохие?

Среди них было много подделок. Да они еще и выставки устраивали! Приходят специалисты, смотрят – что-то не то, подделка. Потом, формировались эти коллекции как попало. Выдержанную в одном стиле, согласно всем канонам коллекцию собрать трудно. Нужно чтобы она была еще и полной. Только тогда она значимая. А потом, как они подбирали дилеров? Ты знаешь меня, я знаю тебя... Через знакомых, друзей. Среди них много непрофессионалов было. Или они старались продать банкам что попало. Сами-то владельцы мало что в этом понимают.

Другой группой покупателей антикварных вещей и коллекций были частные лица – представители новых богатых слоев населения. Обычно респонденты называют их новыми русскими или новыми богатыми. Для них приобретение антиквариата также было элементом престижного потребления и выгодного вложения денег. От прежних коллекционеров, состоятельных покупателей советского периода, сохранивших свое имущественное положение, их отличает то, что они не имеют необходимых для коллекционирования знаний, которые в советское время передавались преимущественно через семью. Среди них существуют группы с различными стратегиями покупок, мотивами и способами использования антикварных вещей, что, очевидно, зависит от уровня художественного образования.

"Классические новые русские".

О них антикварные торговцы обычно высказываются с презрением как о тех, кто мало знает, плохо разбирается в искусстве. Их выделяют по внешнему виду (например, по золотым цепям, которые часто упоминаются как одна из основных характеристик), по особенностям выбора антикварных вещей. Такие покупатели при выборе руководствуются прежде всего ценой вещи, либо же известностью автора, стиля и т.п. Продавец в магазине предупредил, что картина поддельная, а цена не оправдывает качества. Тем не менее, тот ее купил: "Главное, что я гостям скажу, – объяснил бизнесмен в цепях. – Нарисовал Айвазовский, стоит три "штуки". Респонденты также отмечают стремление этой категории ко всему нарочито-пышному, изготовленному из дорогих материалов. Сейчас стал моден модерн. Потому что это смешение стилей. Ну и потом он появился в конце прошлого века, начале нашего …, тогда, как и сейчас, появлялось большое количество новых богатых. Тогда был в моде напыщенный, шикарный стиль. Он и сейчас снова в моде. Новые русские покупают, подобно такому вкусу, все пышное, роскошное, напыщенное так же, как тогда. Основной функцией антикварных вещей для этой категории можно назвать демонстративную.

Новые богатые.

Выражение "новые русские" по отношению к ним обычно не используется. "У меня есть друзья, ну они, конечно, не новые русские, а так, обычные люди, у которых деньги появились". Они гораздо чаще, нежели новые русские, прибегают к помощи экспертов. Нанимается специальный эксперт-оформитель, который составляет коллекции, оформляет интерьер жилища, сам находит вещи, представляя нанимателям смету расходов. Эксперта находят через знакомства: либо он "оформлял квартиру друзьям", либо его рекомендует эксперт-оформитель, работающий у друзей. Для новых богатых важнее показать не столько уровень дохода, сколько "культурность", умение разбираться в искусстве, знание истории, причастность к аристократической практике коллекционирования предметов искусства. Поэтому они приобретают вещи, руководствуясь не только ценой. При покупке их интересует подлинность вещи, ее стилистическое соответствие всей коллекции, общему интерьеру или изначальным элементам декора квартиры. Антикварные вещи здесь призваны украшать быт, они имеют эстетическое значение для своих владельцев. Другим веским мотивом антикварных покупок является вложение денег, для чего важна подлинность вещи, ее художественная ценность и прочее.

При перемещении антикварных вещей от одних групп к другим происходит трансформация их стоимости из утилитарной или потребительной в символическую или демонстративную. Представители так называемого среднего класса перестают находить ценность в старых предметах, которыми они располагают, так как не могут их больше использовать по прямому назначению. Происходит смена эстетических воззрений, появляется идеология нового быта, строится новое жилье. В результате вещи прошлой эпохи перестают составлять "стилистическое единство времени" и начинают считаться немодными, некрасивыми, некомфортными и т.п. Поэтому их владельцы, стремящиеся к получению все новых материальных благ, стараются от них избавиться. Представители других групп, наоборот, находят ценность в старых вещах, в их демонстрационной и символической функции. Коллекционирование или простое приобретение антикварных вещей служит для них способом конструирования или поддержания определенной "знатной" идентичности, способом создания личной истории, одной из возможностей символического подкрепления высоких экономических или властных позиций. Антикварные вещи являются достаточно удобными для этого, потому как они сами обладают историей, которая создается их первыми и последующими владельцами, контекстами использования и т.п. Приобретение таких "историчных" предметов равнозначно присвоению себе их историй, например имен и титулов прежних владельцев, или престижности, связанной с именем автора, или просто значимости, определяемой той или иной прошедшей эпохой. Кроме того, антикварные вещи легко коллекционируемы, то есть из них легко составить серию предметов по одному или нескольким признакам – по времени создания, по стилю и т.д. Историчность, "коллектибельность", а также художественная значимость (или ценность материалов) делает антикварные вещи предметами par excellence для того, чтобы они получили символическую ценность в социуме.

Антикварный рынок становится своего рода посредником при трансформации потребительной стоимости старых вещей. Его участники – антикварные торговцы –не только исходят из оценок, осуществляемых покупателями-коллекционерами, но и сами активно участвуют в определении ценности вещей. Значимую роль здесь играют некоторые институциональные формы: аукционы, каталоги, эксперты, крупные престижные магазины, салоны, – которые появляются на российском рынке после "перестройки".

Государство также занимает значимую позицию в процессе социального переопределения ценности. Оно покупает вещи у граждан и осуществляет торговлю ими за границу и внутри страны, выделяя, таким образом, так же, как и торговцы, коммерческую ценность антикварных вещей. Оно присваивает себе наиболее ценные предметы и использует их для символического подтверждения своей значимости или представляет своего рода гарантию ценности вещи в том случае, если она находится или находилась во владении государства (как это происходит в постсоветское время, когда важную роль при подтверждении ценности и подлинности стали играть эксперты государственных музеев).